Мы встречаемся по пятницам, в 18:45 ч, после Вечерни, во флигеле Петрикирхе, начиная с 25 сентября.

На библейских занятиях мы вместе с пастором читаем Библию, с 25 сентября Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Конфирманты участвуют в библейских занятиях, у них есть дополнительные занятия.

Следующие занятия по пятницам, в 18:45, состоятся по следующим датам: 04.12. // 18.12.

* * *

Весной и летом мы читали книгу Иова. Проповедь пастора в конце курса библейских занятий 5 июля 2020 г. отражает результат наших совместных размышлений:

Hiob 40-42

Дорогие сёстры и братья!

В эти дни, когда нам тяжело из-за пандемии и кризиса, мы искали понимание ситуации и слов поддержки в книге Библии, которая много говорит о страдании человека. Это Книга Иова, книга о страдании праведника. Во время библейских занятий и воскресных проповедей мы месяцами шли вместе с Иовом и видели как ему тяжело, и какими словами он говорит о своих страданиях. Нам хотелось понять, как мы можем говорить о наших страданиях и где мы можем найти утешение. Поэтому, для всех нас очень важно то, что сказано в конце книги, и что ответит Бог на страдания праведного Иова, что ответит Он на наши страдания и молитвы. В ответе Бога Иову мы видим, что Бог не говорит ему многого в ответ на вопрос о страдании. Но когда Бог отвечает друзьям Иова, то Он произносит, по-моему, главное предложение всей книги. Я думаю, что именно это предложение сможет быть и помощью и утешением для нас. Он говорит Елифазу и еще двум друзьям: «Я разгневан на тебя и на двух твоих друзей за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как мой слуга Иов». Что значит «не так верно»? Вместо слова «верно», которое мы видим в русском переводе, в тексте на иврите написано немного другое слово. Это слово означает «обоснованно». Это значит, что есть данная нам основа, есть некий фундамент, построенный для Иова, для его друзей и для всех людей. Когда Библия говорит о том, что нам что-то дано, то она всегда имеет в виду, что это Бог нам дал. Можно сказать, что это общее правило библейской грамматики. Нам дана основа. Словам Иова дана большая основа, чем словам его друзей. Значит, Бог дал больше оснований, больше сил и больше устойчивости словам Иова, чем словам друзей.

Это очень интересно, ведь мы знаем, что друзья Иова очень долго размышляли о том, что означают страдания для верующего человека. Они нашли два объяснения, которые и нам хорошо известны: страдания — это или наказание грешного или испытание праведного. В любом случае, на всякое страдание есть воля Божья. И когда Бог говорит: смотрите, Я дал словам Иова больше основы, чем вашим словам,  —  то это значит, что Иов не потерял связи с этой основой, и его слова более обоснованны чем слова друзей про наказание или испытание.

Мы смотрим на эти слова Иова, то мы думаем: как же так? Ведь в его словах только упрек в адрес Бога! Вы помните, что Иов проклинает «свой день», свой День Рождения, а потом он вообще говорит, что судьба людей тяжела, потому что на земле хаос, что хорошего правления Бога нет, что сам Бог – не судья правильный, и что Он преследует невинного страдальца Иова. Как же может быть в этих упреках Иова больше связи с основой нашей жизни, с Богом, чем в богословски правильных размышлениях его друзей? Когда мы читаем ответ Бога друзьям, то находим ответ и себе: «Возьмите семь молодых быков и семь баранов, пойдите к слуге Моему Иову и принесите за себя жертву всесожжения; Мой слуга Иов помолится за вас, и Я приму его молитву и не поступлю с вами по вашей глупости». Значит, как мы понимаем из этих слов, связь Иова с Богом состоит в молитве. Эту молитву примет Бог, Иов не потерял связи с Ним. Его размышления о Боге, какими бы отчаянными они не были, обращаются к Богу, они являются молитвой. И мы часто смотрели на его слова и видели, что это слова псалма. Таковы и слова 21 псалма, о котором мы размышляли в начале богослужения: «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?» Такие слова верующий человек может говорить, не теряя связи с Богом. Он стоит на основе, которую сотворил Бог.

 И теперь становится понятно, почему в своем ответе Бог говорит, прежде всего, о том, что он является творцом всего мира. Я вам зачитаю еще Его слова из 40 главы книги Иова: «И Господь сказал Иову из бури: перепояшь себя как мужчина: Я буду спрашивать, а ты отвечай. Опровергнешь ли ты Мой суд? Тогда и Сам Я тебе скажу: если ты сильнее, то тогда твоя рука спасла тебя. Но смотри на чудовище, Я создал его, как и тебя. Что за сила в бедрах его, что за крепость в мускулах живота? Он – величайшее среди Божьих дел, лишь его Творец может меч к нему поднести. Можешь ли вытащить удочкой левиафана и связать веревкой его язык?» Бог говорит о том, что он сотворил все, что чудовище и левиафан – они тоже часть Творения, как и мы, люди.

В Сотворении Мира есть очень много того, что мы не понимаем и никогда не поймем. Но об одном, мы, как верующие люди, никогда не должны забывать и вспоминать во время каждого вдоха, и во время каждой молитвы – о том, что это Бог все сотворил, и что мы, в любой жизненной ситуации не выходим из области Его любящего взгляда на нас. И каждый наш шаг, каждая молитва, каждая наша слеза, каждая минута отчаяния происходят в этом мире, который сотворил Бог. И когда мы понимаем это, когда мы молимся, тогда мы стоим на этой основе, даже если не ощущаем этого. Я знаю, что в жизни есть тяжелые моменты, когда мы не ощущаем фундамента под ногами. Есть такие потрясения, когда мы  уже ничего не можем сказать. Но Бог говорит нам: не забудь, ты стоишь на этой основе, даже если ты уже не можешь стоять, если у тебя страшная скорбь, даже если у тебя нет слов.  Я создал все, всего тебя, и каждый твой вдох показывает, что Я с тобой, даже если у тебя нет сил Меня видеть. Бог говорит об этих чудовищах, чтобы мы поняли, что если такие чудовища поместились даже в Его Творении, то тогда и чудовища нашей жизни, чудовища которых мы видим вокруг в нашем отчаянии, они все-таки входят в наш мир, созданный Богом. И наши упреки в адрес Бога, наше отчаяние, наша грусть всегда будут внутри наших отношений с Богом.

В своем ответе Бог не говорит о страданиях Иова. Бог не даст никакой теории страдания, не видит страдания как неизбежную часть Творения, Он не причиняет нам боль, а хочет исцеление нашей души.

Тогда Иов ответил Господу: «я знаю, Ты можешь все. Да, я говорил о том, чего не понимал, о делах для меня чудных, которых я не знал. Внимай мне, я буду спрашивать, а Ты отвечай». Наша молитва – это всегда вопрос к Богу и ожидание ответа. И в этом ожидании ответа наша вера. Даже когда мы не видим ответа сегодня, завтра, послезавтра, когда нам тяжело. Но мы видим то, что Бог говорит друзьям Иова: «Мой слуга Иов будет молиться о вас, и Я приму его молитву». Он не сказал им: «вы неправы, и все что вы говорили – это неправильно».  Когда Он говорит о глупости друзей, Он говорит о том, что они отошли от этой основы. Они говорили о правильных вещах, которые правильны только в теории. Но когда человек сильно страдает, то ему не нужна теория. Ему нужно сострадание и сочувствие, и нужно, чтобы рядом был другой человек. Вот таким человеком и стал для них Иов. Они не стали такими для него, а он стал для них. Он рядом с ними молится за них, и Бог примет эту молитву. И все их богословские теории через молитвы праведного Иова принимает Господь как часть человеческого пути к нему. Он не отвергает теории наши, но говорит – они не дают основу нашей вере и не являются связью с Ним. Молитва – она наша связь с Богом, и любая теория и теология для него приемлемы, когда эта живая связь, живая вера присутствует. Приемлемые – и второстепенные.

Это призыв к нам всем, чтобы мы молились обо всех людях, которым нужны помощь и молитва. Мы все праведны по оправданию грешников, и поэтому наша молитва будет услышана. И в этом ожидании ответа мы можем увидеть что-то и лично для нас. Мы молимся о другом человеке, а потом молимся о нас самих. Это то, о чем Иов говорит в конце: «я только слышал о Тебе, а теперь мои глаза видят Тебя; поэтому я отступаю и раскаиваюсь в прахе и пепле». Иов в конце книги возвращается в молчание, которое стояло в начале его страдания. И в молчании рядом есть Бог. Поэтому, все наши слова, в любом случае, должны подчиняться присутствию Бога. Тогда мы понимаем, что человеческие слова очень мало значат, а присутствие Бога значит для нас все. Тогда мы находимся именно на этой основе. Тогда мы принимаем святое причастие в молчании и отвечаем только одним словом «Аминь».

Это происходит в самом конце Книги Иова – после молчания Иова остается его молитва. После того как Иов помолился за своих друзей, Господь вернул ему благополучие и дал ему вдвое больше того, что было у него прежде. Помолимся, и в этой молитве у нас будет все: и наше отчаяние, и наши надежды, и наша связь с Богом, и наша забота о ближнем. И, в конечном итоге, мы всегда будем видеть, что Сам Бог окружает нас, что Он сотворил основу нашей жизни. И единственное, что Он хочет и ждет от нас —  чтобы мы это осознали и отвечали молитвой. Аминь.