Проповедь в 3-е Воскресенье Страстного времени

Michael Schwarzkopf // 2015-02-16 // Вернуться к новостям

Евангелие от Луки 9,57-62

Лютеранская Церковь свв. Апостолов Петра и Павла, 08.03.2015

Пропст Михаэль Шварцкопф

Дорогие сёстры и братья,

как замечательно видеть, что люди приходят к нам, например, через крещение или конфирмацию.  Мы радуемся, когда община растет, ведь мы знаем, что здесь люди познают близость Бога понятным способом, целиком основывающимся  на фундаменте, имя которому Иисус Христос. Мы все идем вослед за Иисусом. А один выдающийся евангелический богослов даже выразил в этом слове - следование Христу - смысл всей жизни христианина.

 Поэтому нас удивляет жёсткость самого Иисуса в обхождении с людьми, которые хотели следовать за Ним, когда Он еще пребывал на земле как человек. Первого из них Иисус предупреждает: тот, кто пойдет со Мной, белее не будет иметь родины. Второго Он призывает не заботиться о похоронах отца. Третьего Он хочет забрать от родных, не позволяя тому попрощаться с ними. Читая Евангелие, мы снова и снова поражаемся резкости Иисуса. Как такое возможно?

 Иисус сам объясняет все в Своем первом ответе, говоря: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Пристанище есть у лисиц и птиц, но не у Сына Человеческого. Иисус называет себя Сыном Человеческим, именем апокалиптического образа из книги пророка Даниила. Этот образ символизирует вмешательство Бога в историю. Если Иисус – Сын Человеческий, который придет в конце времен, то должно исчезнуть все незначительное, к которому, очевидно,  относится и дом – Иисус не может обрести пристанище в этом мире.

 Те, кто следуют за Иисусом, тоже не могут иметь дома. Сохранилось замечательное письмо, составленное христианами во 2-м веке, которое содержит размышления на эту тему. В нем говорится: мы – граждане другой страны, мы граждане Царства Божьего. Если мы следуем за Иисусом, вопрос о национальности,  Отечестве и Родине становится второстепенным – ведь наше гражданство на небесах. Примером своей жизни странствующего проповедника Иисус сам доказал нам это. Он предупреждал всех, кто следовал за Ним, что таково христианское бытие. 

 Из вышесказанного следуют два суровых вывода сегодняшнего Евангелия: прощание с мертвыми и прощание с живыми. Первое прощание для Иисуса есть сосредоточение на смерти, которая отвлекает от подлинной жизни. А подлинная значимая жизнь христианина заключается в благовествовании Евангелия. Мы, христиане, призваны к этому – мы граждане Царства Божьего и не можем не рассказывать остальным людям о том, как хороша жизнь в царстве нашего Отца, в нашем Отечестве.

 Поэтому Иисус говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Мы обладаем отчетливым пониманием столкновения со смертью, пониманием христианского погребального обряда и культуры памяти. Мнение Иисуса об этом очевидно: будучи христианами, следующими за Ним, мы имеем поручение возвещать Царство Божье – так начиналась проповедь Иисуса, и с этого должно начинаться любое христианское проявление жизни. Если мы ставим это поручение на первое место, то получаем возможность по-новому относиться к смерти, скорби и ритуалу. Они обретают характер чего-то временного, утрачивают свою безаппеляционность. Начало и конец  в Иисусе Христе, в возвещении Царства Божьего. Попытаемся же, опираясь на Него, снова и снова отваживаться на новое начало, даже столкнувшись с потерей и скорбью.

 Тогда станет легким и путь с Иисусом, который уводит нас от наших родных. Мне нередко доводится слышать о таких путях, когда родственники не разделяют нашу жизнь веры, наше решение связать свою жизнь с лютеранской церковью. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Мы посланы трудиться над созиданием Царства Божьего, для благовествования о близости Бога в Его Слове и совершения деяний любви к ближнему. Мы наделены этим поручением в своем следовании за Иисусом. Мы пахари и готовим почву для добрых всходов Божьего Слова и Божьей любви среди людей. И наши родные не обязательно должны быть лишены этого, напротив, им также адресовано приглашение открыться этим всходам, как это делаем мы.

 Мы можем понять резкие ответы Иисуса как приглашение вместе с Ним прославлять близость Бога, близость Царства Божьего. Каждое богослужение являет нам эту близость, и каждое деяние любви к ближнему. Будем же следовать по пути вместе с Иисусом, как мы сейчас споем об этом в хорале. Сам Иисус идет впереди нас, мы следуем Его приглашению и передаем это приглашение дальше, чтобы все люди заново обрели свое отечество, пристанище, свою семью – в Царстве Божьем. Аминь